18 декабря 2018

Будьте хорошим пассажиром

Уже завтра мы встречаемся в BRP Центре на проспекте Культуры, 41, чтобы увидеть первую и единственную книгу о жизни снегоходчиков. По этому случаю - еще одна глава из книги Сергея - Будьте хорошим пассажиром.

Будьте хорошим пассажиром

Большое заблуждение считать человека сидящего за спиной райдера пассивным участником движения. Это реально не так. Да у него нет руля, тормоза и курка газа. Но специфика снега и физика движения снегохода такова, что даже легкий наклон головы пассажира влево или вправо может менять траекторию. Так что если пассажир будет слишком активно и бестолково свешиваться в разные стороны, не ровен час можно опрокинуться как минимум, ну а максимум и по шлему схлопотать.

Как быть хорошим пассажиром? Понимать физику процесса, смотреть на дорогу и реагировать адекватно. Проезжаете яму – слегка привстаньте на ногах. Не привстаньте – амортизаторы будут вынуждены отработать не только вес снегохода, но и вес вашего тела, и не равен час у них не хватит энергоемкости, получиться «пробой» подвески (сработает в ограничитель) и пассажир получит неприятный компрессионный удар в позвоночник. Поэтому кочки или серию неровностей (волну) грамотно проезжать чуть привставая на ногах. В полный рост? Опасно. Этим вы уменьшаете устойчивость снегохода, потому как повышаете центр тяжести, что не благоволит уверенному драйву. Плюс увеличиваете риск просо свалиться со снегохода, потому как на прямых ногах можно быстро войти в резонанс с галопирующим снегоходом, перейти в противофазу и оказаться на обочине поездки.

В случае если проезжайте вдоль склона и снегоход опасно крениться, нужно сместить свою пятую точку (таз) в сторону ближнюю к склону. Не голову в данной ситуации, а именно переместить весь корпус ближе к склону. Фактически ваша извиняюсь филейная часть будет висеть в воздухе, а вы станете держаться только за пассажирские ручки с опорой на ногу, стоящей на подножке ближней к склону. Такая компенсация не позволит снегоходу опрокинуться вниз. Ну а если он все-таки станет опрокидываться, в позиции «зад над пропастью» есть свои плюсы – достаточно разжать руки и снегоход укатиться вниз без вас.

Помните – если вы пассажир, в любой ситуации опрокидывания вы должны отпустить снегоход и держаться от него подальше.
Есть практически одно общее универсальное правило – сморите, что делает пилот и повторяйте. Он свесился и вы свешивайтесь. Он привстал и вы привстали. Только делайте поправку на энтузиазм. Что это? Не усердствуйте больше чем райдер. Делайте все тоже, только чуточку меньше.

Что раздражает райдера?
• Когда пассажир садиться на снегоход и использует при посадке тело райдера как упор. Не надо этого делать, даже если садитесь к мужу. Если вы пассажир, садитесь первым. Если не успели, там достаточно ручек и подножек, чтобы забраться на своем место не трогая пилота.
• При ускорении не держитесь за райдера, потому что тем самым вы оттягиваете его от руля и смещается развесовка снегохода. Минусов в этом не много, но просто раздражает.
• На торможении не бейтесь в его шлем и не наваливайтесь своим весом. Это не только раздражает, но еще и опасно. Можно прижать его руку к курку газа и вызвать неконтролируемое ускорение.


... продолжение главы читайте в новой книге Сергея Кубанова "Библия снегоходчика", которую можно приобрести в BRP Центр СЕВЕР по адресу пр-т Культуры, 41.