1 сентября 2018

ВРЕМЯ ЗНАНИЙ

1 сентября, друзья! Школьники оправились за парты, студенты на лекции, преподаватели встали за кафедры. И мы не могли пропустить этот интеллектуальный исход, оставаясь в тени невежества и заблуждений. Тем более, что на горизонте новый снегоходный сезон, и самое время подготовить к нему не только технику с экипировкой, но также подтянуть физическую форму и обновить софт неокортекса - намекнуть своему подсознанию, что вас рано списывать со счетов, цифры возраста в паспорте чистой воды абстракция, а вы готовы к походу и жаждете новых приключений. Вот это настрой!

Говорят, случайность, это способ Бога оставаться анонимным. Сложно определить степень совпадения и роль Божественного вмешательства, но в первые дни сентября (согласитесь, очень к месту), мы начинаем публикации отрывков из книги Сергея Кубанов «Библия Снегоходчика».
Сергей знаком многим райдерам как редактор журнала Red Sleds и автор массы любопытных материалов на тему техники отдыха. Сейчас он выступает в необычном для себя амплуа «писателя» и мы выдернули его из редакции, чтобы расспросить про новый проект.



BRP SPb: Сергей, то что вы пишете книгу для снегоходчиков, вполне логичное развитие событий. Но почему Библия? Там будут молитвы способные вывести из метели или заговоры приносящие удачу?
С.К.: Этимология слова «Библия» происходит от древне греческого βιβλία – книга. То есть можно назвать эту книгу как «Книга Снегоходчика». И сегодня название «Библия Снегоходчика» не конечный вариант, это скорее рабочая версия. В книге не будет никакой религии или эзотерики. Я вкладывал в название тот смысл, что под обложкой собраны базовые знания, а сама «Библия» ориентирована на начинающего снегоходчика, человека который или уже делает первые шаги в этом направлении, или присматривается.

BRP SPb: Как вы пришли к мысли заняться книгой? Судя по тому количеству материалов, которые вы пишите под обложкой каждого номера Red Sleds, для вас нет проблемы «литературного голода». Для чего это вам?
С.К.: Наше сердце знает сегодня то, что мозг поймет только завтра. Эту мудрость я услышал недавно, но, набрасывать первые главы книги интуитивно стал еще в 2005 году, в первый приезд на американские снегоходные тесты Snow Shoot. В те годы в России вакуум информации снегоходного плана был пугающим. Все было непознанным – ездить, снимать, писать тесты, мы все начинали с нуля. И попав на американские покатушки Snow Shoot, я крепко завидовал местным парням, которые любой вопрос могли адресовать своим отцам или дедам - в их семьях снегоходом владели во втором, а может уже и в третьем поколении.
Мне спрашивать было не у кого. Поэтому каждый шаг в сноукроссе, путешествиях, школах горного катания, лавинной подготовки, первой помощи и выживания – все пришлось постигать практическим, экспериментальным путем. Этот опыт мы освещали на страницах Red Sleds, и можно было на этом успокоиться.
Но в какой-то момент я осознал, что остался с определенной частью аудиторий, людьми 2005 года, которые росли как снегоходчики вместе с редакцией. Материалы журнала стали сложными, мы эволюционировали в этакое экспертное издание и забыли про читателя массового. Общаясь с райдерами в горных школах, экспедициях и на тестах, я стал ловить себя на мысли, что более молодое поколение райдеров нас просто не понимает. И в тоже время уровень их знаний оставляет желать лучшего. Зачастую они оперируют общими, поверхностными категориями, которые сформировали социальные сети, цифровые СМИ. И в этот момент идея сделать книгу, в которой будут собраны самые актуальные основы, от выбора снегохода и до его грамотной эксплуатации, обрела в голове законченную форму.

BRP SPb: Это какие то вредные или неверные интернет понятия?
С.К.: Нет. Речь не про это. Интернет как технология принесла много классного. Это как электро гитара для рок-музыки или кофе для эпохи Просвещения. Но вместе с такими положительными качествами как скорость и доступ, интернет принес вещи и не очень хорошие. Огромный, нечеловеческий массив данных, это зло. По данным пятилетней данности на каждого человека земли было по 10 тысяч сайтов! Сейчас беда не в отсутствии информации, а в отсутствии навигации, в этом океане данных. Найдите прикладной материал по буксировке снегохода или по специальному питанию для снегоходчика в походе или командной гонке, или в горной школе. На вас обрушится лавина третьесортного массива данных, разобраться в которой потребует не одного часа времени. А кто оплатит вам эти часы, ваш босс или сами? И кто поверит то, что вы нашли? Поэтому сегодня молодые райдеры довольствуются крайне низкой планкой требований к материалу и примитивным алгоритмом: ругаются матом - не врут; «поласкают» какой-то бренд – не рекламный пост; дешево – хорошо; дорого – плохо. Такой максимализм абсолютно стандартное явление жизни и был всегда присущ определенному поколению райдеров. Но раньше информации было мало, и она проверялась трижды. Сейчас проблема перевернулась на 180 градусов. И есть необходимость в книге, которая ответит на базовые вещи, подтвержденным опытом и не рекламными текстами.

BRP SPb: Тексты действительно не рекламные? Как простому читателю проверить, что они не рекламные и поверить вам на слово?
С.К.: Увидеть – значит поверить. Посмотрите любой снегоходный тест прошлого или позапрошлого года в журнале Red Sleds глазами рекламодателя. И подумайте, кто бы согласился в здравом уме оплатить такой текст из своего кармана? Мы ведь в каждом материале серьезно «склоняем» и производителей, и импортеров, в тех моментах, где они «косячили». Когда размещалась рекламная страница, она и выглядела как реклама. Были публикации представительства Yamaha в начале журнала, которые внешне выглядели как редакционный материал, но они маркировались словом «реклама». Ну а если это не убеждает, найдите рекламу ведущих импортеров BRP, Polaris, Arctic Cat или Yamaha в журналах этого года! Ее нет. И не может быть рекламного контента в книге, потому как импортеры не разделяют мою страсть в изучении их косяков.

BRP SPb: А на какие средства тогда будет издана Ваша книга?
С.К.: В книге не будет рекламного контента, но это не означает, что я откажусь от размещения рекламных макетов. Возможно какой то объем отведенные под рекламу мы запланируем. Но он не пересекается с содержанием книги и существует в ее пространстве самодостаточно. Я в контакте с активными дилерами техники отдыха, с импортерами экипировки и запчастей, и многие серьезно помогают не только консультациями, но и финансированием. Так что статьи привлечения средств для издания книги будут также разнообразны, как и содержание «Библии».



BRP SPb: Какие основные темы освещает «Библия снегоходчика»?
С.К.: В мире снегоходного катания нет тем невысокого приоритета важности. Неправильно подобранные очки, ошибки в комплектации рюкзака, неграмотная настройка подвески, и даже неподходящая проставка руля, - каждая деталь может как минимум испортить впечатления от катания, как максимум иметь последствия более серьезного плана. Мне сложно выделить какие-то главы каким-то особым образом. Книга логично начинается рассуждением «почему снегоход», перетекает в дискуссию «какой аппарат покупать первым», и далее анализируются классы на примерах самых актуальных новинок 2019 года. Затем мы переходим в большой раздел посвященный теме «как грамотно читать спецификацию снегохода», где рассматриваются основные моменты, такие как тип мотора, мощность, подвеска, гусеница, вес, и еще порядка 10-ти параметров. Большой блок посвящен экипировке, защите, актуальным гаджетам. Много учебных материалов по технике кроссовой и горной езды. Хорошо представлены тема лавинной подготовки и курс первой помощи. Есть масса любопытных рубрик, например «покупка снегохода по акциям», «алкоголь», «будьте хорошим пассажиром», ну мне сложно выделить что-то особенное в 80-ти главах, из которых на данный момент написаны 64. И я не могу дать вам слово, что не придумаю еще…

BRP SPb: Я все интервью пытаюсь понять, какую такую эпохальную роль сделало кофе для Эпохи просвещения??? Вы об этом обмолвились вначале…
С.К.: Историки считают, что первая кофейня, которая открылась в Лондоне в 1650 году, дала неофициальный старт эпохи Просвещения, которая длилась 500 лет. При абсурдности утверждения на первый взгляд, поражает пояснение данного предположения. До распространенной традиции публичного употребления кофе и чая, в английской культуре главным напитком был алкоголь. Причем «заливали» все, и знать, и простой народ. Утро начиналось с кружки пива, на обед стакан вина, а вечером все традиционно заканчивалось джином. И тогда так было правильно, потому, как простая вода была крайне небезопасна. Но нация практически перманентно была пьяна, и какая в таком состоянии эпоха «знаний и просвещения»? Кофе дал англичанам выбор выпить что-то не деморализующее мозг, а сама традиция собираться в кофейнях и тусовать, благоволила развитию новых революционных идей.